Образование в Казахстане

Система образования в Казахстане, которая включает в себя ряд различных уровней, очень помогла этому бывшему члену ныне несуществующего Советского Союза добиться экономического и политического успеха. В следующей статье мы подробно обсудим систему образования страны, описав основы, связанные с каждым из вышеупомянутых уровней.

Система образования в Казахстане

Система образования в Казахстане контролируется Министерством образования и управляется на местном уровне. Школьное образование является обязательным для всех учащихся в возрасте от 6 до 15 лет, хотя есть несколько вариантов доуниверситетского образования для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет. Ниже вы найдете различные уровни, составляющие казахстанскую систему образования, начиная с детского сада и заканчивая различными возможностями высшего образования, доступными в стране для студентов, желающих получить ученые степени и дипломы. Детсадовское обучение в Казахстане Согласно Конституции страны, все дети в Казахстане имеют доступ к образованию в детском саду, которое бесплатно предоставляется семье. Детский сад обычно обслуживает учащихся в возрасте от 4 до 5 лет, и, хотя ученики не обязаны посещать этот одногодичный уровень образования, по оценкам, почти 80 процентов детей начинают свое формальное образование на этом этапе. В Казахстане проживает более 100 детских садов, более 80 процентов из которых являются государственными учреждениями, обслуживающими около 150 000 детей в год.

Занятия в детском саду в Казахстане проводятся пять дней в неделю, примерно 3-4 часа в день. Учебный план на этом этапе обучения включает в себя предварительную запись, чтение и арифметику, искусство, музыку и игру. В настоящее время ожидается, что все детские сады будут обучать как казахскому, так и русскому языкам, и большинство из них делают акцент на одном языке, а не на другом.

Детские сады в Казахстане играют важную роль, помогая подготовить учащихся к их первому году обязательного начального образования. Дети учатся общаться и работать совместно с другими учениками и их учителем посредством групповой работы и игр и узнают, что от них ожидается как в

учебе, так и в поведении в школьной обстановке. Начальное образование в Казахстане Начальное образование в Казахстане обычно начинается в возрасте 6 лет и охватывает четыре академических года — с 1 по 4 класс. Занятия обычно проводятся в две сессии, с 8:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00; с учениками, идущими в класс утром или днем. Все начальные школы в Казахстане находятся в государственной собственности и защищены Конституцией. Учебная программа для этих школ разрабатывается и устанавливается Министерством образования, и отдельным школам поручено преподавать приписанную учебную программу «Т», что дает учащимся наилучшие шансы на успех, причем каждый год основывается на предыдущем. Учебники предоставляются правительством каждой из начальных школ страны, что, в свою очередь, предоставляет их учащимся для использования в этом конкретном году. Учебная программа в начальных школах Казахстана включает курсы по чтению, основам математики, письму, казахскому и русскому языку, естественным наукам, общественным наукам, искусству, музыке и физическому воспитанию. Начальное школьное образование предоставляется бесплатно всем гражданам и жителям Казахстана, и родители обычно платят только за внеклассные мероприятия, такие как спортивные программы, музыкальные программы, а иногда и лабораторное оборудование или другое специальное оборудование. Нижняя средняя школа образования в Казахстане

Период, известный как младшая средняя или базовая школа в Казахстане, аналогичен среднему или младшему школьному образованию в других странах, таких как Соединенные Штаты. Этот уровень образования обычно начинается в возрасте 10 или 11 лет и длится в общей сложности пять лет — с 5 по 9 класс.

Некоторые младшие классы средней школы имеют один и тот же кампус с начальной школой (или высшей средней школой) в непосредственной близости, в то время как другие могут образовывать отдельный кампус в целом.

Учебная программа, которую могут ожидать ученики во время обучения в младших классах средней школы, зависит от их конкретного возраста и уровня образования. На более низких уровнях учебная программа очень похожа на учебную программу начальной школы, хотя и более продвинутую, с такими предметами, как математика, общие науки, общественные науки, русский или казахский язык (в зависимости от основного языка отдельной школы) и физическая культура. Учащиеся старших классов средней школы, такие как ученики 8 и 9 классов, могут изучать более продвинутые предметы, такие как иностранный язык, казахская, русская и мировая литература, история, алгебра (и другие курсы высшей математики), физика, биология, химия и многие другие. Высшее среднее образование в Казахстане

После того, как ученики успешно завершат обучение в младших классах средней школы, им разрешается пройти один из трех доступных курсов на уровне старшей средней школы. Студенты могут выбрать только один трек, то есть им не разрешается записываться на два или более треков одновременно.

Первый трек, который доступен для учащихся, известен как трек общего образования, который охватывает два года и включает в себя 10 и 11 классы. Этот трек носит чисто академический характер и предназначен для учащихся, которые планируют продолжить обучение в университете после окончания средней школы. Учебный план для общего высшего среднего образования аналогичен учебному плану его младшего среднего образования, хотя предмет, с которым столкнутся студенты, гораздо сложнее. Все обучение направлено на подготовку студентов к поступлению в университет после окончания учебного заведения.

В дополнение к общеобразовательной дорожке высшего среднего образования существуют также два типа профессиональных дорожек:

· Начальное профессиональное образование

· Среднее профессиональное образование

Начальное профессиональное образование в Казахстане обеспечивается (начальными) школами и лицеями страны, а среднее профессиональное образование — колледжами.

Ниже мы рассмотрим различные учреждения, которые предоставляют базовое и продвинутое профессиональное образование, и типы программ, которые они устанавливают. Учебные заведения (Трек начального профессионального образования) Учебные школы в Казахстане предназначены для обучения студентов какой-либо области или профессии. Эти программы, которые являются полностью профессиональными по своему характеру, могут длиться от одного до трех лет, в зависимости от типа профессии или профессии, на которой студент сосредоточивает свое обучение. Выпускники учебных заведений могут продолжить обучение в профессиональном колледже или университете или войти в сферу занятости в той же или смежной области. Обучение в школьной школе предоставляется учащимся бесплатно, хотя учащимся может потребоваться приобрести специальное оборудование, учебники и другие материалы. Лицеи (Трек начального профессионального образования)

Лицеи в Казахстане также созданы, чтобы предложить учащимся начальную или базовую программу профессионального образования и подготовить их к различным квалифицированным профессиям. Тем не менее, лицеи отличаются от учебных заведений тем, что они также предлагают базовое академическое образование наряду со специальным обучением по профессиональной программе. Все программы в лицеях страны охватывают три академических года, часто называемые 10-12 классами. Колледжи (Трек среднего профессионального образования)

Среднее или Дополнительное профессиональное образование предоставляется казахстанскими колледжами, программы которых также включают общее академическое образование. В зависимости от области обучения продолжительность программы в колледжах страны может составлять от трех до четырех лет — 10-12 классы или 10-13 классы. Ускоренные программы существуют для студентов, которые уже закончили общее среднее образование и начальную профессиональную подготовку в той же области. Выпускники могут поступить в университет, чтобы

продолжить свое образование, или они могут начать работать в выбранной ими области обучения.

После принятия Закона о бюджете 1999 года колледжи стали государственными и финансировались за счет собственных средств. Это было сделано отчасти для обеспечения того, чтобы большее число учащихся страны продолжили свое образование после достижения обязательного возраста 15 лет.

Учебная программа как для начального, так и для среднего профессионального образования устанавливается Министерством образования, при этом выбор остается за отдельными школами. Учебники продаются в книжных магазинах по всей стране и приобретаются самими учащимися. Высшее образование в Казахстане

Высшее или наивысшее образование в Казахстане обеспечивается в основном университетами страны. Следуя российской системе высшего образования, университеты в стране полностью сосредоточены на преподавании и не занимаются научными исследованиями (как это делают университеты в других частях мира).

Студенты, желающие подать заявку на поступление в университет, должны, как минимум, иметь аттестат об окончании учебного заведения или его признанный эквивалент в одном из высших учебных заведений страны. С 2004 года все выпускники средних школ также должны были сдать новый экзамен «Единое национальное тестирование» и получить соответствующий диплом «Сертификат о результатах экзамена EHT» (заменяющий «Экзамен по сложному тестированию») для поступления университет. В некоторых школах также может потребоваться отдельный вступительный экзамен, как и в случае с конкретными факультетами данного университета.

Студенты, зачисленные в университет любого уровня, должны подать заявление по определенной специальности, а учебная программа устанавливается университетом (в соответствии с законодательством штата) для каждой специальности. Например, экономисты-майоры будут учиться по одним и тем же курсам в одном и том же порядке, отдельно от английских специальностей, у которых другой учебный план. Некоторые курсы требуются для различных специальностей, и существует возможность смены основных специальностей, но, как правило, занятия не переходят на новую специальность, и ожидается, что студент вновь поступит на новую

специальность в качестве студента первого курса. Как и в большинстве современных университетов, высшие учебные заведения в Казахстане предлагают несколько вариантов получения степени в сотнях возможных специальностей. В настоящее время в Казахстане существует четыре уровня высшего образования:

·Степень бакалавра. Степень бакалавра в Казахстане обычно длится четыре года или восемь полных семестров для студентов дневного отделения. Эти базовые степени высшего образования предоставляют студентам необходимые основы, специфичные для выбранной ими области обучения.

·Степень специалиста. Степень специалиста или диплом, который обычно длится пять лет, включает специальное образование, которое немного интенсивнее, чем обычная степень бакалавра.

·Степень магистра. Научно-педагогическое образование в Казахстане может привести к получению степени магистра, которая обычно длится еще два года после получения степени бакалавра или специалиста.

·Докторская степень. Докторантура, ведущая к доктору наук или докторантуре, может длиться от двух до пяти лет после получения степени магистра.

Очная аспирантура (известная в Казахстане как аспирантура), которая приводит к квалификации кандидата наук, обычно длится три года, и требуется подача диссертации. В соответствии с новой системой высшего образования, докторская степень присваивается после двух-трехлетнего дальнейшего обучения после получения степени магистра, а доктор наук присуждается после получения степени кандидата наук и после завершения диссертации на основе оригинального исследования.

Университеты в Казахстане обычно возглавляются ректором, назначаемым Президентом страны, который обладает значительным авторитетом в этом учреждении и утверждает все решения, в том числе касающиеся учебных программ, персонала и приема. Эта система командования делает университеты в Казахстане гораздо более централизованными, чем их западные коллеги. На момент написания статьи двумя лучшими университетами Казахстана являются Казахский национальный университет имени аль-Фараби в Алматы и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева,

расположенный в Астане. Карагандинский государственный университет также пользуется уважением.

Частные университеты также составляют часть высшего образовательного ландшафта Казахстана. Эти школы, как правило, некоммерческие учреждения, подчиняются тем же правилам в отношении учебной программы, но могут свободно устанавливать обучение и оклады по своему усмотрению. К государственным университетам применяются те же правила, что и к другим государственным органам, которые касаются не только сборов и заработной платы, но и административной структуры, заключения договоров и субподряда, а также владения имуществом.

Государственные университеты получают финансирование, если их зачисление достигает 86 000 студентов или 34%. Небольшое количество университетов финансируется через бюджетную линию в республиканском бюджете, например, художественные академии или международные университеты. Стипендия Болашак и стипендиаты

Наконец, ни одно обсуждение образования в Казахстане не будет полным без упоминания стипендии Болашак и ученых, но сначала немного предыстории.

История не раз показывала, что реформирование системы образования нации путем подготовки высококвалифицированных специалистов всегда является одним из ключей к становлению общества более прогрессивным и демократичным. Некоторые исторические примеры этого успеха включают Японию, Турцию и Гонконг после Второй мировой войны, и это лишь некоторые из них. Эти страны создали экономически и политически жизнеспособные государства, проводя активную политику обучения из самых передовых образовательных систем в мире.

После распада Советского Союза в 1991 году Казахстан столкнулся с множеством трудностей, унаследованных от первых, в том числе:

· Экономическая суматоха

· Социальная неэффективность

· Наследие экологических катастроф

Огромный запас ядерного оружия. На этом монументальном стыке своей истории у Казахстана был важный

выбор: расширение прав и возможностей посредством силы и диктатуры или процветание посредством разоружения и демократии. Новый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выбрал последнее, и сегодня Казахстан становится новым игроком в мировой экономике и ключевым компонентом региональной и мировой стабильности.

Во многом успехи Казахстана можно проследить до 1993 года, когда страна стала первой азиатской страной, запустившей президентскую стипендиальную программу: «Болашак», что означает «Будущее» на казахском языке. Эта программа подчеркивает важность обучения и подготовки наиболее талантливой молодежи Казахстана в лучших университетах мира. 9 ноября 1993 года президент Назарбаев постановил: «В процессе перехода Казахстана к рыночной экономике и расширения международных контактов существует острая необходимость в кадрах с развитым западным образованием, и поэтому сейчас необходимо отправить наиболее квалифицированную молодежь учиться в ведущих учебных заведениях зарубежных стран.» В результате этого указа ученые Болашак сегодня проходят подготовку в ряде областей, в том числе:

· Бизнес

· Международные отношения

· Закон

· Наука

· Инженерия

По завершении своих иностранных образовательных программ реципиенты возвращаются в Казахстан и работают на государственной службе в течение пяти лет. Строгие критерии отбора ученых Болашак гарантируют, что только лучшие и наиболее перспективные студенты, независимо от этнической принадлежности, будут названы учеными Болашак.

Программа «Болашак» полностью финансируется Правительством Казахстана и контролируется Министерством образования и науки. С 1994 года сотни болашакских ученых окончили ведущие университеты мира, в том числе следующие гиганты американского образования: Гарвард

Массачусетский Технологический Институт

Колумбия

Дюк

Джорджтаун

Эмери

Карнеги Меллон

Университет Индианы

Вандербилт

Эти же ученые в настоящее время работают или работали в различных казахстанских государственных и международных организациях, внося свой вклад в демократическое преобразование своей страны.

Перевод: Өтебаев Құланбек

Leave Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *